Методология и процесс проведения операционной оценки эффективности деятельности государственных органов

Система оценки – это комплекс мероприятий, направленный на сбор информации об эффективности госоргана и факторах, влияющих на нее.

11

Задача Системы оценки состоит в том, чтобы разложить эффективность работы государственного органа на ряд конкретных показателей и отслеживать его работу по этим показателям из года в год. При этом показатели эффективности работы должны быть унифицированными для разных государственных органов – для отраслевых министерств, для агентств, для областных акиматов. Например, несмотря на разницу в сферах компетенции и уровень управления, любой эффективный государственный орган должен в полной мере выполнять стоящие перед ним стратегические цели, качественно оказывать государственные услуги, развивать свой персонал и обеспечивать реализацию реформ.

Важно отметить, что, помимо определения эффективности и сравнения результатов госорганов, ежегодная оценка стала действенным инструментом системного улучшения их деятельности. К примеру, за годы оценки существенно сократились нарушения сроков оказания госуслуг, заметно увеличилась доля автоматизированных услуг, повысилась финансовая дисциплина, прозрачность деятельности госорганов и вовлеченность населения в обсуждение законопроектов, снизились переработки госслужащих.

Операционная оценка проводится по трем блокам:

icon 1

Достижение целей

icon2

Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами

icon3

Организационное развитие государственного органа

В рамках блока «Достижение целей» оценивается достижение стратегических целей, эффективность использования выделенных бюджетных средств, а также взаимосвязь бюджета с целями на центральном уровне и финансовая дисциплина на местном уровне. Также уделяется внимание качеству стратегического и бюджетного планирования: помимо достижения целей и индикаторов, учитывается перевыполнение и корректировка плановых значений индикаторов и динамика их фактического исполнения. Кроме того, с 2019 года оценивается обеспечение доступности бюджетной информации путем размещения Гражданского бюджета и вовлечение общественности в его формирование с помощью «бюджета народного участия».

Блок «Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами» оценивает качество оказания госуслуг и рассмотрения поступающих обращений, а также степень открытости госоргана. В частности, оценка качества госуслуг учитывает соблюдение сроков и перечней документов при их оказании, удовлетворенность населения их качеством и автоматизацию госуслуг. По части рассмотрения обращений оценивается своевременность предоставления ответов на жалобы и заявления граждан и юрлиц, качество разрешения обращений при первичном поступлении в госорганы. Предметом анализа в рамках направления «Открытость госоргана» является работа госорганов на порталах «Открытого правительства», в том числе своевременное наполнение необходимыми данными и реагирование на запросы, комментарии и предложения граждан.

Оценка по блоку «Организационное развитие государственного органа» сосредоточена на внутренних процессах госорганов: качестве управления персоналом и эффективности применения информационных технологий. В оценке управления персоналом учитываются удовлетворенность госслужащих условиями труда (опрос), чистая сменяемость кадров, соблюдение принципов меритократии и гендерного равенства. В рамках оценки применения информационных технологий анализируется работа госорганов по автоматизации функций, интеграции информсистем, наполнению архитектурного портала сведениями об информационных ресурсах, а также по обеспечению актуальности содержащихся в них данных.

Как разрабатывается методология Системы оценки?

Оценка эффективности деятельности госорганов была внедрена в рамках совершенствования системы госуправления. Согласно Указу Президента РК от 13 января 2007 года № 273 «О мерах по модернизации системы госуправления» эффективность системы помимо прочего обеспечивается комплексной оценкой работы госорганов.

В 2010 году Глава государства подписал Указ № 954 «О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы».

При разработке методологии Системы оценки был изучен опыт множества стран, в итоге за основу была принята методологическая модель оценки госорганов Канады.

В том же году была проведена пилотная оценка следующих госорганов: Министерство труда и социальной защиты населения, Агентство по регулированию естественных монополий, акимат Акмолинской области. В 2011 году оценивались уже 40 госорганов.

Методики оценки ежегодно дорабатываются и утверждаются уполномоченными на операционную оценку органами при согласовании с Администрацией Президента и Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета. В ходе формирования методик учитываются предложения всех заинтересованных сторон и участников Системы оценки, в том числе и оцениваемых госорганов.

Как и почему меняются критерии оценки?

На начальном этапе внедрения (2010-2011 гг.) оценка в основном фокусировалась на внутренних процессах госорганов. Так, к примеру, при оценке стратегического планирования учитывалось, прежде всего, качество разработки стратегических планов госорганов, количество целей, задач и целевых индикаторов, их связь между собой. Оценка госуслуг ориентировалась на процедуры и стандарты оказания услуг, сроки, количество запрашиваемых документов и т.п.

В 2015 году направления «Правовое обеспечение госорганов» и «Исполнение актов и поручений руководства страны» были исключены из оценки ввиду достижения предельных значений по показателям, вследствие чего количество направлений уменьшилось до пяти.

В рамках реализации 93 шага Плана нации «100 шагов» по внедрению новой системы аудита и оценки работы госаппарата была разработана новая модель оценки госорганов. Новая модель отказалась от оценки многих внутренних процедур и сфокусировалась на оценке результатов и поддержке ключевых реформ госуправления. При этом результатом работы госоргана должны рассматриваться как достижение стратегических показателей, так и оказание услуг гражданам.

22

Методики оценки динамичны и адаптируются под текущие задачи госорганов. Так, к примеру, к 2015 году все государственные органы разработали стандарты оказания 100% государственных услуг, и оценка по такому критерию была прекращена. Другим примером может послужить включение в 2017 году в оценку госуслуг критерия по расширению Реестра для отслеживания работы по выявлению «скрытых» услуг, порученной госорганам по итогам оценки за 2016 год. Также в целях реализации Концепции семейной и гендерной политики в 2019 году в оценку управления персоналом включен показатель по соблюдению принципов гендерного равенства при назначении на руководящие должности.

Таким образом, критерии и показатели оценки постоянно корректируются в соответствии с текущими задачами госорганов и «сопровождают» реализацию ключевых реформ.

Процесс оценки

По завершению оцениваемого периода уполномоченные на оценку органы осуществляют сбор и обработку отчетной информации госорганов. В госорганах, определенных на основе системы управления рисками, проводится проверка на полноту и достоверность представленных данных. Далее уполномоченные на оценку готовят первичные заключения о результатах оценки по направлениям, а оцениваемые госорганы могут их обжаловать, направив возражения с подтверждающими документами.

По результатам обжалования формируются итоговые заключения по блокам, которые направляются в оцениваемые госорганы и Счетный комитет, а затем и в Администрацию Президента.

Ключевые результаты оценки и системные выводы по деятельности госорганов отражаются в экспертных заключениях Комиссии по оценке, после чего результаты оценки вносятся Главе государства.

В целом, основные этапы оценки длятся порядка 6 месяцев, после чего следует мониторинг исполнения поручений, публикация результатов и совершенствование методик оценки.

dig2